Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Протоиерей Чаплин о встрече папы и патриарха: "Вера у нас разная"

  • 9 февраля 2016

 

Протоиерей Всеволод ЧаплинImage copyrightAP
Image captionПротоиерей Всеволод Чаплин курировал православно-католический диалог в отделении межцерковных связей РПЦ в 2003-2009 годах

Лишь очень немногие из православного духовенства знали о подготовке к встрече патриарха Кирилла и папы римского Франциска, заявил в интервью Русской службе Би-би-си бывший председатель синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

По мнению священнослужителя, руководству церкви следовало поинтересоваться мнением мирян, для которых известие о том, что патриарх и понтифик встретятся 12 февраля в Гаване, стало полной неожиданностью.

Сам Чаплин отвечал за православно-католический диалог в РПЦ в 2000-х годах, до того как был назначен председателем синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества. В конце декабря он был освобожденот этой должности.

Как заявили в Ватикане, встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска готовилась в течение двух лет в обстановке секретности. Некоторые религиозные деятели предполагают, что в организации встречи участвовали российские власти, однако в Кремле это отрицают.

Известно, что личная беседа предстоятелей церквей состоится в международном аэропорту Гаваны. Патриарх Кирилл посетит Кубу во время визита в страны Латинской Америки, а папа Франциск совершит остановку перед поездкой в Мексику.

Корреспондент Би-би-си Ольга Слободчикова спросила у протоиерея Всеволода Чаплина о том, как обычно проходит подготовка таких исторических встреч и чего, по его мнению, стоит ожидать от встречи патриаха и папы римского.

Обстановка закрытости

Би-би-си: Вам известно что-то о том, как проходила подготовка к этой встрече со стороны Русской православной церкви?

Всеволод Чаплин: Я курировал православно-католический диалог в отделении межцерковных связей в 2003-2009 гг., поэтому в подготовке вот этой встречи я не участвовал. Надо сказать, что встреча готовится в обстановке достаточно серьезной закрытости.

О подготовке к ней мало что знали как епископы, так и священники и, тем более, миряне в нашей церкви. Сказать что-то более подробное могут только в Отделе внешних связей Московского патриархата, который осуществлял подготовку.

Мне кажется, что исторически очень важное для всей церкви решение нужно было обсуждать всей церковной полнотой - с мирянами, с духовенством, по крайней мере с епископатом - для того, чтобы люди могли вынести свое суждение, сказать, нужна эта встреча или не нужна.

Если нужна - а она, как мне кажется, нужна - то какие итоги от нее можно ожидать? Все-таки церковь - это не МИД, это все-таки не дипломатическая и бюрократическая структура, поэтому, по крайней мере в православии, открытое обсуждение любых значимых для церкви исторических действий - это норма, от которой мы в последнее время отходим, но которую нужно восстанавливать.

Патриарх Кирилл и папа римский ФранцискImage copyrightEPA
Image captionПатриарх Кирилл и папа римский Франциск встретятся 12 февраля

Би-би-си: Известие об этой встрече для обычных православных было неожиданным?

В.Ч.: Конечно, это было абсолютной неожиданностью для всего практически духовенства и для всех мирян. Я не знаю, обсуждался ли этот вопрос на Архиерейском соборе, который проходил на предыдущей неделе в Москве.

Так или иначе, в православной культуре всегда была идея советования иерархии с народом, царей с народом. Конечно, в таком случае было бы очень важно узнать мнение людей - мнение духовенства, просто православных христиан - через прямые ответственные консультации. Есть масса возможностей.

Би-би-си: Когда вы занимались этим вопросом, тоже была такая обстановка секретности?

В.Ч.: Да, конечно, мы делали очень многое без малейших консультаций с церковным народом, который, к сожалению, в основном руководствовался слухами.

В тот момент как раз подготовка встречи предметно не рассматривалась, это происходило больше в 90-е годы. Было несколько вариантов встречи папы и патриарха. Обсуждался вариант проведения такой встречи в Австрии, звучали предложения о проведении ее в Венгрии.

Но тогда для этого не было условий: слишком серьезными были конфликтные ситуации, связанные, например, с католическим миссионерством на исконно православных землях. Известно, что в начале 90-х годов некоторые люди в католических структурах мечтали о том, чтобы сделать Россию католической.

Были достаточно проблемными отношения между православными и греко-католиками в Украине. Сейчас острота этих проблем несколько спала, однако и их, конечно, нужно обсуждать, и, скажем прямо, для встречи папы и патриарха климат стал гораздо лучше при двух понтификах последнего времени - Бенедикте XVI и Франциске.

"Стремление к единству"?

Би-би-си: В католических СМИ высказывается предположение, что Куба была выбрана отчасти из-за своего символического значения для православных россиян. Мол, с одной стороны, Латинская Америка воспринимается как более консервативная, чем Европа, а с другой - социалистическая Куба была и по-прежнему является для России политическим союзником. Вы согласны с такой аргументацией?

В.Ч.: Во многих странах Европы слишком жива память о конфликтах между католиками и православными, в том числе конфликтов, которые были связаны с мировыми войнами, с рядом исторических гонений на православие. Поэтому Европа действительно сегодня не самый лучший регион для такого рода встречи.

Куба, с одной стороны, католическая страна, а с другой стороны, у нее есть большая история отношений с Советским Союзом и современной Россией. На Кубе, как и в большинстве стран Латинской Америки, католики ориентированы на идеи социальной справедливости, которые исторически отождествляются с опытом России, по крайней мере в XX веке.

Это действительно очень удачная площадка, и, поскольку Святейший патриарх Кирилл начинает на этой неделе длительный визит в Латинскую Америку и в эти же примерно дни в этом регионе оказывается папа римский, использовать такую возможность было бы совершенно правильно.

Би-би-си: Как, по-вашему, православные относутся к этой встрече? Может ли возникнуть какой-то раскол в мнениях?

В.Ч.: Сложно сказать. Есть критические мнения, в частности выраженные в интернете. Надо сказать, что для любого православного христианина, последовательно мыслящего, истинная церковь - это именно православная церковь и только она.

Насколько удастся об этом сказать в ходе близящейся встрече - я не знаю, но какое-то количество критических откликов я предвижу. Насколько их будет много и насколько они будут жесткими - как раз сложно сказать, поскольку это известие действительно было неожиданностью.

Очень многое, конечно, зависит от того, как пройдет сама встреча. Владыка митрополит Иларион сказал, что в ходе нее не ожидается общей молитвы. Вопрос об общей молитве очень болезненный: православные христиане, как правило, не молятся с представителями других христианских конфессий. Очень многое зависит от текста декларации, который пока никому не известен.

Понятно, что православные христиане с симпатией относятся к жесткой традиционалистской линиии католической церкви в западном обществе. Понятно, что многие православные христиане в России, на Украине, в других странах канонического пространства Московского патриархата надеются на то, что православные и католики объединят усилия перед лицом угрозы наступающего агрессивного и тоталитарного секуляризма.

Но вопрос о вероучительной истине, о том, не переходим ли мы к вероучительному релятивизму, - это вопрос значимый для православных христиан. Определенное количество критических откликов уже появляется и будет появляться в будущем.

Би-би-си: В католической прессе, которая ссылается на свои источники, есть предположения о том, что будет высказан тезис о единстве. Разумеется, речь не идет об объединении. Но что тогда это значит?

В.Ч.: Вряд ли будет тезис о вероучительном единстве, все-таки вера у нас разная. Я думаю, что такой термин может содержаться в декларации: констатация единства вряд ли там может быть, но какой-то призыв к стремлению к единству, возможно, появится.

Очень важно понять, что за формулировка это будет, а пока этой формулировки нет, на основании слухов сложно что-то обсуждать и анализировать.

Би-би-си: Каких заявлений на темы, имеющие отношение к политике или актуальным событиям вы ожидаете?

В.Ч.: Было уже объявлено, что будет подниматься тема Ближнего Востока и вопрос положения христиан там. Могут быть подняты вопросы глобальной экономической справедливости, вопросы военных конфликтов.

Я не знаю, будет ли упоминаться в декларации об Украине - может быть, да, может быть, нет. Может быть, эту тему решат не затрагивать из-за осторожности.

Наверное, будет что-то сказано о нравственной политике, о внимании к семье, недопустимости размывания традиционной семьи. Такие вопросы могут прозвучать, а могут и не прозвучать.

Я думаю, что документ будет очень и очень осторожным, именно поэтому я его так иронично себе представил в публикации в "Фейсбуке".

Но надо иметь в виду, что позиции двух церквей и по вопросам семьи, и по вопросам нравственности в политике, и по вопросам экономики, особенно глобальной, по вопросам коррупции достаточно близки. По общественно значимым темам найти близкие формулировки будет очень просто.

http://www.bbc.com/russian/news/2016/02/160209_chaplin_pope_kirill_interview



Подписка на новости

Последние обновления

События